Решение №03.12.18 № 09/11832 Решение по делу № 20/А-14.8-2018 от 3 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть оглашена «19» ноября 2018 г.                                  г. Кемерово

Решение изготовлено в полном объеме «03» декабря 2018 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председателя Комиссии: <…>. -  заместителя руководителя  управления;

 

Членов Комиссии: <…> -   начальника отдела судебной и правовой работы;

<…> – заместителя начальника отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков;

<…>-  главного специалиста - эксперта отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков,

 

рассмотрев дело № 20/А-14.8-2018, возбужденное по признакам нарушения Акционерным обществом «АльфаСтрахование» (далее - АО «АльфаСтрахование», ИНН 7713056834, КПП 772501001, ОГРН 1027739431730, юридический адрес: 115162, г.Москва, ул.Шаболовка, 31, стр. Б; дата регистрации в качестве юридического лица 05.02.1992) статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), в присутствии представителей:

- АО «АльфаСтрахование» <…> по доверенности № 3392/18 от 26.03.2018;

- АО «СОГАЗ» <…> по доверенности № 45-41/18 от 30.08.2018,

 

УСТАНОВИЛА:

 

18.06.2018 приказом Кемеровского УФАС России № 87 было возбуждено дело № 20/А-14.8-2018 о нарушении антимонопольного законодательства и создана Комиссия по рассмотрению данного дела.

Определением от 19.06.2018 дело № 20/А-14.8-2018 было назначено к рассмотрению на 25.07.2018 на 10 часов 00 минут.

Копии определения от 19.06.2018 и приказа Кемеровского УФАС России от 18.06.2018 № 87 были направлены в адрес АО «АльфаСтрахование» и заявителей заказными письмами с уведомлением о вручении. 

25.07.2018 состоялось рассмотрение дела № 20/А-14.8-2018 в присутствии представителя АО «АльфаСтрахование» <…> по доверенности. Представители заявителей на рассмотрение дела не явились.  Сведениями об извещении САО «ВСК» о дате, времени и месте рассмотрения дела № 20/А-14.8-2018 Комиссия Кемеровского УФАС России не располагала. 

25.07.2018 в процессе рассмотрения дела № 20/А-14.8-2018 Комиссия  Кемеровского УФАС России пришла к выводу о необходимости получения сведений о надлежащем извещении лица, привлеченного к рассмотрению данного дела в качестве заявителя и получении дополнительных доказательств. 

Определением от 25.07.2018 рассмотрение дела № 20/А-14.8-2018 было отложено на 11.09.2018 на 10 часов 00 минут. Копия определения была направлена в адрес лиц, участвующих в деле, заказными письмами с уведомлением о вручении (распечатки с сайта ФГУП Почта России о вручении почтовой корреспонденции имеется в материалах дела).

11.09.2018 состоялось рассмотрение дела в присутствии представителей сторон. Представитель АО «АльфаСтрахование» <…> с нарушением не согласился, пояснив, что расчет был произведен в соответствии с требованиями законодательства.

Представители АО «СОГАЗ» <…> и САО «ВСК» <…> с позицией представителя АО «АльфаСтрахование» не согласились, пояснив, что общество допустило занижение цены контракта при расчете страховой премии по аукциону при участии в электронном аукционе № 0573100016318000020 по оказанию услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для заказчика Федерального государственного унитарного предприятия «Военизированная горноспасательная часть» (ФГУП «ВГСЧ»), что привело к его победе в указанном электронном аукционе.

11.09.2018 в процессе рассмотрения дела № 20/А-14.8-2018 Комиссия  Кемеровского УФАС России пришла к выводу о том, что для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела необходимо получить дополнительные доказательства и привлечь к рассмотрению данного дела заказчика – ФГУП «ВГСЧ».  

Определением от 11.09.2018 рассмотрение дела № 20/А-14.8-2018 было отложено на 15.10.2018 на 15 часов 00 минут. Копия определения была направлена в адрес лиц, участвующих в рассмотрении дела (распечатки с сайта ФГУП Почта России о вручении корреспонденции адресатам имеется в материалах дела).

15.10.2018 состоялось рассмотрение дела № 20/А-14.8-2018 в присутствии <…> представителя АО «АльфаСтрахование» по доверенности и <…> представителя АО «СОГАЗ» по доверенности.

Представитель АО «СОГАЗ» <…> поддержала позицию заявителей о наличии в действиях АО «АльфаСтрахование» недобросовестной конкуренции, выразившейся в нарушении порядка расчета страховой премии при применении заниженных коэффициентов КБМ.

Представитель АО «АльфаСтрахование» <…> с нарушением не согласился, поскольку, по мнению общества, АО «АльфаСтрахование» осуществило расчет исходя из информации, представленной заказчиком в аукционной документации. АО «АльфаСтрахование» действовало в соответствии с правилами, установленными Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, Комиссия Кемеровского УФАС России приняла решение об отложении рассмотрения данного дела для принятия заключения об обстоятельствах дела.

Определением от 15.10.2018 рассмотрение дела № 20/А-14.8-2018 было отложено на 19.11.2018 на 11 часов 00 минут. Копия данного определения и заключения об обстоятельствах данного дела были направлены в адрес АО «АльфаСтрахование» и заявителей заказными письмами с уведомлением о вручении.

08.11.2018 в адрес Кемеровского УФАС России поступили пояснения АО «АльфаСтрахование» в которых, в том числе, указывается на то, что Общество не нарушало порядок расчета страховой премии по данному аукциону, расчет осуществлялся исходя из представленных заказчиком данных. 

19.11.2018 состоялось рассмотрение дела № 20/А-14.8-2018 в присутствии <…> - представителя АО «АльфаСтрахование» по доверенности и <…> - представителя АО «СОГАЗ» по доверенности.

Представили данных юридических лиц поддержали свои позиции.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее.

16.01.2018 в сети интернет по адресу: http://zakupki.gov.ru/ было размещено извещение о проведении электронного аукциона № 0573100016318000020 заказчик Федеральное государственное унитарное предприятие «Военизированная горноспасательная часть» (далее - ФГУП «ВГСЧ»).

Для участия в указанном электронном аукционе было допущено 3 претендента САО «ВСК», АО «СОГАЗ», АО «АльфаСтрахование» с ценой предложения:

- 569 085,41 рубль САО «ВСК»;

- 564 253,45 рублей АО «СОГАЗ»;

- 559 468,85 рублей АО «АльфаСтрахование».

В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона победителем было признано АО «АльфаСтрахование», предложившее наименьший размер страховой премии в размере 559 468,85 рублей.

По результатам данного электронного аукциона ФГУП «ВГСЧ» (заказчик) и АО «АльфаСтрахование» (исполнитель) заключили контракт                                          № 0573100016318000020, в соответствии с которым исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги ОСАГО в соответствии с условиями настоящего контракта.

АО «АльфаСтрахование» представило расчет цены контракта на сумму 559 468,85 рублей, однако контракт № 0573100016318000020 от 05.02.2018 на оказание услуг ОСАГО с ФГУП «ВГСЧ» заключен на сумму 559 470,10 рублей, согласно приложению к данному контракту № 2 спецификация.

Техническое задание по данному электронному аукциону содержало перечень транспортных средств, подлежащих страхованию, сведения о марках автомобилей, их государственных регистрационных номерах, годе выпуска и мощности транспортных средств.

Участниками электронного аукциона № 0573100016318000020 САО «ВСК» и АО «АльфаСтрахование» в адрес ФГУП «ВГСЧ» были направлены запросы на разъяснение к данному электронному аукциону. 

ФГУП «ВГСЧ» в разъяснении положений документации об электронном аукционе дополнительно указало VIN транспортных средств, размер коэффициентов КМБ и иные сведения, необходимые для проведения расчета страховой премии. Данные разъяснения были размещены на электронной торговой площадке и являются неотъемлемой частью документации по электронному аукциону № 0573100016318000020.

Из анализа размеров КБМ, примененных АО «АльфаСтрахование» в расчете страховой премии к данному аукциону и размерами КБМ указанными заказчиком, Кемеровским УФАС России установлено, что АО «АльфаСтрахование» применило заниженные размеры КБМ на 0,05 по 43 транспортным средствам из 81, по 1 транспортному средству размер КБМ занижен на 0,4 (позиция 63), по двум транспортным средствам размер КБМ занижен на 0,45 (позиции 64, 65), цена контракта - 559 470, 10 рублей. 

В соответствии со статьей 59 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ44-ФЗ) под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором. Согласно пункту 2 части 2 статья 59 ФЗ44-ФЗ критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку.

Отношения, связанные с обязательным страхованием гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда, урегулированы положениями Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закон № 40-ФЗ, Закон об ОСАГО).

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 указанного Закона объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации.

На основании положений частей 1 и 2 статьи 8 Закона об ОСАГО регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом экономически обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона об ОСАГО страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона.

Регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования (часть 1 статьи 8 Закона № 40-ФЗ).

Срок действия установленных Банком России предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов не может быть менее одного года (часть 3 статьи 8 Закона № 40-ФЗ).

В соответствии с частью 6 статьи 9 названного Закона страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России и данным Федеральным законом.

При заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии и проверки данных о наличии или отсутствии случаев страхового возмещения, а также проверки факта прохождения технического осмотра страховщик использует информацию, содержащуюся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и информацию, содержащуюся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. Заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается (часть 10.1 статьи 15 Закона об ОСАГО).

Страховые тарифы по ОСАГО, их структура и порядок применения страховщиками при определении страховой премии утверждены Указанием Банка России от 19.09.2014 № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Указание № 3384-У).

В соответствии с пунктом 2 приложения 2 к Указанию № 3384-У, коэффициент страховых тарифов установлен в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а именно «коэффициент бонус малус» (КБМ).

Согласно пункта 4 примечания к приложению 2 Указания № 3384-У, по договору обязательного страхования, не предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, класс определяется на основании сведений в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего договора обязательного страхования. Класс присваивается собственнику транспортного средства, указанному в договоре обязательного страхования. При отсутствии сведений (ранее заключенных и окончивших свое действие (прекращенных досрочно) договоров) в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, собственнику данного транспортного средства присваивается класс 3.

Требования к организации и проведению закупок товаров, работ и услуг для нужд государственных органов и бюджетных учреждений за счет средств бюджетов всех уровней установлены ФЗ44-ФЗ.

В соответствии с частью 10 статьи 69 Закона № 44-ФЗ участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем, признается победителем такого аукциона.

Статьей 66 Закона № 44-ФЗ определен порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе. При этом участнику электронного аукциона не предоставлено право изменять характеристики предмета закупки, установленные заказчиком.

В документации о закупке были приведены все необходимые сведения о транспортных средствах, в том числе КБМ. 

Анализ вышеприведенных норм позволяет сделать вывод о том, что именно цена закупаемых товаров, работ, услуг подлежит определению, обоснованию и указанию в документации о закупке в качестве начальной (максимальной) =цены контракта. В условиях равного доступа к торгам участники закупок снижают именно данную цену на товары, работы, услуги.

В соответствии с абзацами четвертым и пятым пункта 1.8 Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденного Банком России 19.09.2014 N 431-П (далее - Положение N 431) при заключении договора обязательного страхования страховщик проверяет соответствие представленных страхователем сведений о страховании и сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования, информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра.

При выявлении несоответствия между представленными страхователем сведениями и информацией, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и (или) в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра, страховщик заключает договор обязательного страхования, исходя из представленных страхователем сведений, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.11 настоящих Правил.

Информация о владельцах транспортных средств, представивших страховщику заведомо ложные сведения, в случае, если эти сведения повлекли уменьшение размера страховой премии, заносится страховщиком в автоматизированную информационную систему обязательного страхования и используется при заключении договора обязательного страхования на новый срок для применения соответствующего коэффициента страховых тарифов.

Таким образом, ситуация, когда страховщиком при заключении договора страхования выявлены противоречия в представленных заказчиком данных и в данных, содержащихся в АИС РСА, императивно урегулирована в пункте 1.8 Правил ОСАГО (приложение 1 к Положению N 431-П).

Следовательно, при наличии противоречий в сведениях о КБМ, представленных заказчиком, и сведений, полученных заявителем на основе данных АИС РСА, на основе информации из иных имеющихся источников, применению при заключении договоров страхования подлежат именно сведения, предоставленные заказчиком.

В конкурсной документации ссылки на возможность применения участниками измененных КБМ или размеров КБМ на иную дату (не на дату размещения извещения) отсутствуют. Из конкурсной документации также не следует, что участники закупки в своих заявках могли указывать значение КБМ, отличные от документации, следовательно, расчет страховых премий, проведенный АО «АльфаСтрахование» на дату заключения новых договоров противоречит требованиям документации электронного аукциона и является незаконным.

Конкурсная документация никем из участников не оспорена.

Следовательно, участники закупки при подаче заявки должны, прежде всего, руководствоваться Законом № 44-ФЗ, требованиями, предъявляемыми конкурсной документацией к форме и составу заявки. Конкурсная документация не предполагает использования участниками электронного аукциона сведений отличных от документации, размещенной на торговой электронной площадке.

Таким образом, АО «АльфаСтрахование» обязано было применять сведения, указанные страхователем (заказчиком) в документации к электронному аукциону, как это прямо предусмотрено пунктом 1.8 Правил ОСАГО.

Кемеровским УФАС России установлено, что участник электронного аукциона АО «АльфаСтрахование» в нарушение требований законодательства, самостоятельно изменив характеристики (коэффициенты) закупаемых услуг, установил новую цену контракта, занизив ее.

Так, по 46 транспортным средствам АО «АльфаСтрахование» занижены коэффициенты страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования, то есть КБМ.

В связи с изложенным Кемеровское УФАС России пришло к выводу о том, что в результате неправомерного исчисления суммы страховой премии при расчете страховой премии АО «АльфаСтрахование» получило необоснованное преимущество по сравнению с иными участниками данного электронного аукциона, АО «АльфаСтрахование» признано победителем, с ним заключен контракт № 0573100016318000020.

Действия участника электронного аукциона № 0573100016318000020 АО «АльфаСтрахование», выразившиеся в занижении цены контракта при использовании в расчетах страховых премий заниженных КБМ, направлены на получение необоснованных преимуществ и причинили убытки другому участнику данного аукциона – конкуренту.

Таким образом, АО «АльфаСтрахование» получило выгоду от своего недобросовестного поведения и нарушило требования статьи 14.8 ФЗ «О защите конкуренции». 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия АО «АльфаСтрахование» нарушением статьи 14.8 ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в занижении цены контракта при использовании в расчетах страховых премий заниженных КБМ при участии в электронном аукционе № 0573100016318000020.

2. Выдать АО «АльфаСтрахование» предписание об устранении последствий нарушения статьи 14.8 ФЗ «О защите конкуренции» путем перечисления в бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии <…>

<…>

<…>

                                                                                                                                   

 Решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия в  арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны